Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Елена Чернышенко: школьников нужно учить социальному проектированию

05.05.2014
Школьников нужно учить социальному проектированию, так как это синтетическое действо имеет конечную цель, - Елена Чернышенко
Елена Чернышенко: школьников нужно учить социальному проектированию

"Школьников нужно учить социальному проектированию, так как это синтетическое действо имеет конечную цель, а в процессе обучения развиваются практические навыки", - считает эксперт в области социального проектирования Елена Аркадьевна Чернышенко, комментируя итоги опроса фонда «Открытая социология» о состоянии и перспективах образования в регионе и стране.

21-23 апреля 2014 года Фонд «Открытая социология» провел опрос жителей Нижнего Новгорода о состоянии образования в Нижегородском регионе и в стране. Всего было опрошено 1100 человек. Респонденты отвечали на 4 вопроса:

1. Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?
2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?
3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?
4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?

Вот как прокомментировала результаты опроса один из ведущих специалистов в области социального проектирования, педагог с многолетним стажем Елена Аркадьевна Чернышенко.

Общая оценка образования вполне ясна и сводится, практически, к  двум определениям: «уд» и «ностальжи». Радует это или огорчает?  Пожалуй, «пациент скорее жив, чем мертв», а потому модернизация образования, если ее проводить с умом и без формализма должна иметь положительный результат.

Итак, «Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?» То, что четверть респондентов выбрали форму, мне очень понятно: практично, корректно, финансово доступно, атрибут принадлежности к социальной группе. (Надеюсь только, что речь шла не о всероссийской униформе)  Все остальные ответы говорят, в той или иной мере, о дефиците  образования в части коммуникативных навыков, речи.  В связи с этим, мне тоже близка мысль о сочинениях и устных экзаменах, лучше  ежегодных, начиная со средней школы. К выпускным обязательно вырабатывается «иммунитет» и система подготовки, а потому нет нервных срывов. Когда говорят о физкультуре в школе, то у меня возникает больше вопросов:  расписание, оборудование и гигиена. Особенно последнее: принять душ  в нормальных условиях (в наше школьное детство он никогда не работал) за перемену (10 минут) и не опоздать на следующий урок – это чудо!
  
А ещё в советской системе образования (старой школьной) мне всё больше нравится принцип раздельного обучения юношей и девушек.  Таких ответов не попалось при опросе, но, думаю, единомышленники есть. Довелось как-то разговаривать с завучем одной из школ Казахстана, которая делилась опытом подобной работы. Они ввели экспериментально раздельное обучение, но только по классам  внутри одной школы. На поверхности, в самом начале, сразу оказались «минусы»: в мужском классе – драки, грубость, постоянный «напряг», никто из педагогов не справляется, в девчачьем – базар, сплетни, тряпки. Но правильно подобранный персонал (и работа с педагогами!) дали свои результаты.  Чего только стоил ритуал приглашения мальчиками на школьный бал или в театр девочек из параллельного класса: элегантно и по-мужски. «За кадром» оставался процесс превращения «гадких утят» во взрослых  людей,  и эта тайна делала отношения между мальчиками и девочками уважительными.

Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании? Затруднения с ответами респондентов на оба вопроса я тоже разделяю.  Но не соглашусь, что изменение оценки истории – это «минус»: открываются новые факты, новые теории, устанавливаются не открытые ранее закономерности, складывается другое миропонимание и логика событий. Но если пытаются принизить героизм советского народа в Великой Отечественной войне и  значение Победы, то  это, несомненно, большой «минус».

Моё отношение к ЕГЭ можно назвать спокойным: тест как тест, не надо только на него «молиться» и возводить в ранг наиточнейшей диагностики. Многие вузы уже не ограничиваются результатами теста, а беседуют с соискателями,  «дабы глупость каждого всякому была видна»

Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?
Я бы добавила в список ответов: учить социальному проектированию. Это синтетическое действо имеет конечную цель, а в процессе обучения развивается  всё, о чем сказали респонденты: практические навыки,  мастерство общения, навыки самопрезентации и уверенность в своих силах.

-----------------------------------------------------------------------------------------

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ В ЦИФРАХ:

1.Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?

Отлично – 3,2%
Хорошо – 23,4%
Удовлетворительно – 44,1%
Плохо – 18,0%
Очень плохо – 2,2%
Затруднились с ответом – 9,1%

2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?

Школьную форму 25,2%
Пионерскую организацию/Комсомол 20,1%
Сочинения 14,7%
Устные экзамены 11,4%
Физкультуру/НВП  8,0%
Единые учебники 5,3%
Походы 3,5%
Распределение после института 3,2%
Ничего 3,6%
Затруднились с ответом 5,0%

3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?

Плюсы:
Разнообразие школ (специализация) 19,9%
Разнообразие в одежде 16,5%
Индивидуальный подход 8,4%
Нет плюсов 6,9%
Затруднились с ответом 48,3%

Минусы:
ЕГЭ 35,0%
Тестирование 18,2%
Снижается общий уровень знаний выпускников 14,4%
Изменяется оценка истории 2,3%
Затруднились с ответом 30,1%

4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?

Патриотизму 24,7%
Практическим навыкам 15,3%
Умению найти хорошую работу 13,8%
Общению с людьми 10,3%
Современным технологиям 9,7%
Затруднились с ответом 26,2%


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города