Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Павел Сурин о критериях лидерства устойчивого урбанистического развития

01.05.2014
Устойчивое урбанистическое развитие насущная необходимость ведь городское население планеты увеличивается на 5 миллионов в месяц
Павел Сурин о критериях лидерства устойчивого урбанистического развития

На площадке фонда «Устойчивое развитие Нижегородской области» Павел Алексеевич Сурин, в недалеком прошлом студент Нижегородского Госуниверситета имени Лобачевского, а ныне профессор кафедры урбанистики Университета Колорадо с экспертным мнением о лидерах устойчивого развития территорий и об основных критериях лидерства

В 2007 году впервые в мировой истории городское население планеты превысило сельское. Это сделало вопрос устойчивого урбанистического развития более чем насущным. В этом направлении довольно много делается, но очень часто футуристические проекты экогородов превращаются в пшик из-за своей экономической несостоятельности. В то же время разумное городское планирование и грамотный сити-менеджмент позволяют уже существующим городам становиться все более «устойчивыми».

Более 3,5 миллиардов человек на планете живут в городах, причем каждый месяц число горожан увеличивается приблизительно на 5 миллионов. К 2030 году городское население достигнет 5 миллиардов. Несмотря на то, что на крупные города приходится всего 2% от общей площади суши, на их территории выделяется 80% всего углекислого газа, метана и других соединений, способствующих парниковому эффекту. Налицо растущая концентрация населения планеты на крайне ограниченных территориях, потребляющих все больше и больше ресурсов.

Термин устойчивое развитие появился в конце 80-х годов прошлого века, когда ООН выпустила доклад «Наше общее будущее». С оглядкой На него устойчивой стали считать агломерацию, которая удовлетворяет свои текущие потребности, не ставя при этом под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять их собственные нужды.

Какого-то единого стандарта, по которому город можно признать устойчивым, не существует. Хотя общее направление устойчивого развития понятно — отказаться от существующей разрушительной урбанизации в пользу новой, экологически нейтральной, а в идеале положительной для окружающей среды градостроительной политики. Специалисты по городскому планированию видят будущее на стыке четырех факторов. Это энергетика, водоснабжение, переработка отходов и концептуально новый городской транспорт.

Посмотрим на передовиков отрасли устойчивого урбанистического развития. Прежде всего – это эмират Абу-Даби в ОАЭ, который решил в буквальном смысле построить экологический оазис в пустыне. С 2006 года в 17 км к юго-востоку от столицы страны, вблизи международного аэропорта Абу-Даби строится экогород Масдар. Масдар — это реализация стратегического подхода к возобновляемой энергии, нацеленная на то, чтобы значительно продвинуть вперед чистые технологии. В мире нет ничего настолько амбициозного и прогрессивного.

Технооазис площадью 6 кв. км спроектирован так, чтобы разместить в нем 45–50 тыс. жителей. Главная особенность Масдар-Сити: он должен использовать только солнечную, ветровую, геотермальную и другие экологически чистые виды энергии. Уже построена солнечная электростанция мощностью 70 МВт, которая занимает площадь, эквивалентную 300 футбольным полям. Сейчас на строительство города идет малая часть вырабатываемого на ней электричества, а остальное поставляется в столицу эмирата.

К настоящему моменту возведены шесть корпусов Масдарского института науки и технологии (MIST), который привлек в свои партнеры Массачусетский технологический институт. Университетский кампус — идеальный пример концепции устойчивого развития в архитектуре. Здания на 96% состоят из переработанных материалов, включая алюминий и даже бетон. В качестве главного отделочного материала интерьеров использована древесина кокосовых пальм, которые уже непригодны для сбора с них урожая. Здания спроектированы так, чтобы максимально использовать естественное освещение и вентиляцию. С помощью специальных отражателей они защищены от прямых солнечных лучей, но в то же время получают достаточно солнечного света, чтобы свести к минимуму потребность включать электролампы (конечно же, энергосберегающие). По заверениям руководства института, корпуса потребляют на 70% меньше электроэнергии, чем традиционные здания той же площади.

Желающему побывать в городе придется оставить свой автомобиль на стоянке у въезда в Масдар. Передвигаться придется либо пешком, либо на футуристической системе персонального скоростного транспорта (PRT), разработанной голландской компанией 2getthere. В улицы города через каждые два метра вмонтированы магниты, которые в перспективе охватят весь город. По ним перемещаются капсулы, дизайн которых разработало итальянское ателье Zagato. В капсуле с комфортом могут разместиться до четырех человек. Кабинки приводит в движение электродвигатель, питаемый литиево-фосфатными батареями, которые обеспечивают запас хода в 60 км (30–40 поездок). Участие человека в этих перевозках сводится к разработке системы маршрутов, из которых пассажиры PRT могут выбрать нужный именно им. Сами создатели системы называют ее «огромным потрясающим аттракционом», который тем не менее уже работает. Сейчас в Масдаре между двумя станциями курсируют девять кабинок PRT. Однако в перспективе капсул будет не менее трехсот, а станции будут построены по всему городу.

Впрочем, в планы арабов стать чемпионами мира в сфере экологии вмешалась экономика. Проект подкосил сначала мировой финансовый кризис, а потом проблемы с выплатой долгов соседнего эмирата Дубаи. Бюджет проекта был урезан с первоначальных 22 млрд до 18,7 млрд долл. Первым под нож пошла система капсул PRT, дальнейшее развитие которой пока заморожено. Также было решено отказаться от системы опреснения воды в городе, которая поставила бы крест на энергетической самодостаточности города. Сроки реализации проекта также были сдвинуты: строительство Масдар-Сити будет завершено не к 2016 году, как предполагалось изначально, а между 2020 и 2025 годами.

Впрочем, многие города в мире уже давно разработали и реализуют стратегии устойчивого развития не прибегая к созданию чего то сверхнового, а успешно модернизируют то, что имеют. Типичный пример – столица Дании Копенгаген.
Город признан самым устойчивым городом не только в Европе, но и в мире, по версии Siemens Green City Index, рассчитываемого аналитической компанией The Economist Intelligence Unit. Толчком к поиску путей устойчивого развития для датской столицы стал энергетический кризис 70-х годов прошлого века. С тех пор город переориентировал свой энергобаланс с угля и нефти на более экологичный газ и возобновляемые источники энергии. На последние сейчас приходится 17% энергопотребления, и городские власти намерены увеличить долю чистой энергии до трети к 2025 году.

Через 12 лет датская столица намерена выйти в ноль и с точки зрения выбросов в атмосферу углекислого газа, несмотря на то что в отличие от Масдар-Сити автомобили в городе никуда не денутся. Муниципальные власти рассчитывают, что активное озеленение города, в том числе за счет мини-парков размером в половину футбольного поля, поможет компенсировать выбросы CO2. Кроме того, уже несколько лет в городе действует программа, согласно которой каждое новое здание должно возводиться с озелененной крышей.

Бывший мэр Копенгагена и экс-еврокомиссар по вопросам окружающей среды Ритт Бьеррегард связывала успехи города также с массовым использованием велосипедов — уже сейчас 40% жителей Копенгагена добираются до офисов и университетов «на педалях», а к 2015 году на самый экологичный вид транспорта могут пересесть уже половина горожан. Многие годы власти развивали для этого инфраструктуру — сейчас в городе 350 км велодорожек. Кроме того, благодаря развитой системе общественного транспорта жителям датской столицы не придется идти до остановки автобуса или станций метро и электричек более чем 350 м.

Впрочем, американская General Electric отвела Копенгагену только пятое место в своей версии рейтинга наиболее устойчивых городов мира, отдав пальму первенства канадскому Ванкуверу. Еще с 50-х годов, когда там начали строить жилые небоскребы, городские власти особое значение уделили комфорту жителей и эффективности застройки. Стратегия была признана успешной, и сейчас каждый квадратный километр города обеспечивает жильем и работой 5 тыс. человек — один из самых высоких показателей в Северной Америке. Город вынужден быть креативным. На его улицах, например, используются уплотнители мусора на солнечных батареях, в которые помещается в пять раз больше отходов, чем в обычные урны того же размера.

Город на берегу Тихого океана, где в 70-х годах прошлого века на свет появился Greenpeace, стал одним из мировых лидеров по минимизации вредных выбросов в атмосферу. Он на 90% покрывает свои потребности в электричестве за счет гидроэлектростанций. Каждый дополнительный 1 млн долл. ВВП влечет за собой выбросы в атмосферу всего 111 т CO2 — почти втрое меньше, чем в других североамериканских городах. К 2020 году этот показатель планируется снизить еще на треть. С 2008 года разрешение на строительство нового дома выдается только в том случае, если подрядчик обеспечит повышение энергоэффективности на 33% от текущих уровней. Сами горожане могут рассчитывать на скидки по ипотеке или льготные кредиты, если они задумают провести энергетический апгрейд своего жилья.

Таковы они лидеры устойчивого урбанистического развития…


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города