Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Специфика перехода России к устойчивому развитию

02.03.2014
Специфика перехода России к устойчивому развитию с точки зрения доктора физико-математических наук, профессора Александра Михайловича Шелехова
Специфика перехода России к устойчивому развитию

Последнее столетие в истории России представляет собой непрерывную цепь глобальных катаклизмов - войн, революций, перестроек, в результате которых постоянно разрушались культурные, духовные, материальные и институциональные ценности. Постоянно менялся вектор политического и экономического развития, опыт предыдущих поколений уничтожался, постепенно исчезали институты, создающие устойчивость общества и государства, сокращалась база устойчивости. Например, такой важнейший стабилизирующий институт, как церковь, был выведен из строя на 70 лет. Последняя перестройка также привела к серьезным институциональным изменениям, очередной смене экономической парадигмы. Ситуация усугубляется тем, что сейчас реформирование происходит в отсутствие сильной власти и при недостатке финансовых ресурсов. Значительная часть национального дохода уходит на саму перестройку, часть разворовывается, часть вывозится из России. Все это не прибавляет устойчивости. Власть в России всегда была источником большого дохода. Советский период в определенном смысле усугубил эту ненормальную ситуацию, поскольку государство стало практически единственным работодателем. Эпоха повального воровства, начавшаяся в период Брежнева, закономерно породила сильнейшую коррупцию, которая не дает возможности хоть как-то стабилизировать общественные процессы. Вследствие всего этого, несмотря на сделанное в 1992 г. на ЮНСЕД заявление о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития, а также на принятые в 1994 г. "Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и другие документы, утвержденные Указами Президента РФ, Россия пока не смогла выработать четких стабилизационных механизмов ни в экономической, ни в институциональной, ни в социальной сфере. Период перестройки – не лучшее время для перехода к устойчивому развитию. Состояние нашего общества и государства характеризуют
  • неэффективность управления;
  • отсутствие правового государства;
  • несовершенство рыночной экономики;
  • расслоение общества по уровню доходов;
  • высокая степень криминализации экономики и суперэгоизм приватизаторов государственной собственности.
  • На устойчивость развития существенно влияют следующие обстоятельства: · экономика, сорок лет сидящая на нефтяной игле и зависящая, следовательно, от колебаний цен на нефть, не является устойчивой; · в аграрном секторе пока не сложился устойчивый класс сельскохозяйственных производителей; · экологическая ситуация не улучшается, по разным причинам заметно увеличилось число техногенных аварий и катастроф; · природные ресурсы используются бесконтрольно; · возрастает социальное неравенство, снижается продолжительность жизни людей; · миллионы людей находятся в тяжелом психологическом состоянии под угрозой безработицы, без надежды на будущее. Но сейчас подходящий исторический момент начать движение в направлении устойчивого развития. Для этого нужно, прежде всего, обнаружить и развить те процессы, которые ведут к устойчивости, найти те нормы и институты, которые обеспечат эффективность этих процессов. Устойчивому развитию России мешает отсутствие согласия и объединенной политической воли в нашем обществе. Исторически выработанной готовности населения работать на общие цели противостоит другая национальная традиция – недоверие к власти, что создает крайнюю оппозицию. Преодолеть это состояние можно с помощью политических и законодательных мер, но при этом необходимо учитывать особенности российской духовности и менталитета, историю и национальные традиции, понимание нравственных императивов и ценностей нашего общества. Возможно, следует пойти на создание коалиционного правительства, чтобы перенести центр внутриполитических разногласий из общества в парламент, и, таким образом, консолидировать все социальные слои и сделать общество более устойчивым. Необходимое условие общественного согласия состоит в том, что правительство представляет и защищает интересы большинства граждан. Например, большинство американцев - это так называемые "средние американцы", которых интересуют прежде всего такие вещи, как дешевый бензин. Поэтому главная цель правительства США - "завернуть" на себя как можно больше дешевых ресурсов, чтобы удовлетворить среднестатистического американца. В России нет широкого социального слоя с ярко выраженными политическими или экономическими интересами. Слой граждан, имеющих средний доход, невелик, поэтому, выражая его интересы, правительство не будет выражать интересы большинства. Зато имеется большой слой граждан с низкими доходами, у которых нет экономического интереса, но есть интерес социальный. По понятной причине они не могут быть равноправными экономическими партнерами государства (патернализм). В этой ситуации правительство вынуждено лавировать между слоями в ущерб общественному согласию. Одна из важнейших целей – развитие демократии и строительство гражданского общества. Только в развитом гражданском обществе возможен эффективный общественный контроль за властью. Развитие демократических тенденций должно сочетаться с глубокими нравственными преобразованиями, ибо все определяется не столько политическим устройством общества, сколько его нравственным состоянием. В воровском обществе и демократию приспособят для воровства. Важная особенность России - возможность использовать такой географический фактор, как наличие огромной территории. Площадь территории, приходящейся на душу населения в России, составляет 11,5 га, в США - 3,35, в Японии - О,29, Китае - 0,76 га. Наличие большой территории, в частности, означает, что демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты, возможно, решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России, где низкая плотность населения и оно ежегодно сокращается почти на 700 тыс. человек. Направление развития для нас состоит в том, чтобы максимально стимулировать рождаемость путем укрепления семьи. Обширность территории значительно влияет на развитие национальной культуры, формирует национальные устои большинства народов России, менталитет россиян, способы ведения хозяйства, является стратегическим ресурсом безопасности и выживаемости государства. Это дополнительный запас прочности, позволяющий выжить в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации (политической, экономической, военной, экологической). В критических обстоятельствах эта особенность России дает возможность перегруппировать силы, мобилизовать резервы, сосредоточить ресурсы на решающих направлениях. Но обширность территории порождает и ряд проблем в развитии страны. Трудности проявляются при создании транспортной системы, передаче энергии, обеспечении управляемости. Задача состоит в том, чтобы преодолеть или свести к минимуму эти отрицательные моменты. Другой важный фактор - колоссальные запасы природных ресурсов. В России - четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по запасам водных ресурсов, пашни и пастбищ; запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень, и т.п. Разумное и рациональное использование этих ресурсов в сочетании с рентными механизмами дает России значительное преимущество перед всеми странами мира. Однако включение рентных механизмов требует политической воли. Высокий интеллектуальный потенциал страны и высокий уровень образования населения (частично утерянный за последние 10 лет) также составляет важнейший позитивный фактор развития. Россия является в целом холодной и протяженной континентальной страной, что, вследствие больших энергозатрат, делает российские товары на мировом рынке менее конкурентоспособными. Некоторые авторы делают отсюда вывод, что Россия обречена быть аутсайдером мировой экономики. Однако, развитие других северных стран (Финляндии, например) опровергает эту "похоронную" идеологию. Россия (и даже Москва, тем более, московский регион) имеет гораздо больший интеллектуальный, научный и технический потенциал, нежели Финляндия, и в состоянии также развивать наукоемкие производства и выпускать продукцию, требующую небольших энергетических затрат. Для этого нужно, в частности, совершенствовать систему образования и учиться доводить до производства научные открытия и изобретения, которых у нас немало. Условием успеха здесь является концентрация усилий всего общества по улучшению образования и развитию науки, и именно это должно стать целью, объединяющей всех нас. Основа устойчивого развития - долгосрочные экономически эффективные проекты, тщательно продуманные и спланированные с учетом прогноза социальных последствий. К сожалению, последние десятилетия нашей истории заполнены сплошь отрицательными примерами этого рода. Нынешнему поколению налогоплательщиков приходится расхлебывать многие последствия недальновидных (если не сказать больше) решений предыдущих правительств. Например, в свое время не были предусмотрены достаточные средства на конверсию и двойное применение ракетно-ядерного вооружения, утилизацию ракетного и химического вооружения; развертывая массовое строительство в 60-70-е годы, не подумали о том, что через 30-40 лет все жилые дома разом придут в негодное состояние; осваивая целину, не заботились о сохранении земли, и т.д., и т.п. При этом категорически следует отказаться от разного рода проектов с низкой экономической эффективностью, требующих больших бюджетных расходов и сомнительных в экологическом смысле. В частности, потому, что процент уворованных средств всегда тем больше, чем больше бюджет проекта. Значительное негативное влияние на переход к устойчивому развитию оказывает экстенсивный характер экономики, сопровождающийся неэффективным использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией производств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием (без необходимой рекультивации) нарушенных сельхозугодий и т.д. Деформированная структура народного хозяйства с превалированием природо-эксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы, и, особенно, военных комплексов способствует "долгожительству" устаревших неэкологичных технологических процессов, ненадежности технических систем, ведущей к авариям и антропогенным катастрофам и т.д. Понятие устойчивого развития должно быть применено к социальной деятельности, а также к различным отраслям народного хозяйства, поскольку в наследство от централизованно управляемой экономики стране достался ведомственный подход к решению многих вопросов, принижающий роль регионов и игнорирующий территориально-национальные проблемы. Переход к устойчивому развитию предполагает кардинальное изменение структуры потребностей населения. В отличие от развитых индустриальных стран, в России задача снижения потребления ресурсов населением не является приоритетной. Для нас стратегическое направление состоит в снижении ресурсоемкости производства, повышении экономической эффективности и экологической безопасности. Охрана окружающей среды должна стать одной из главных стратегических целей развития. Темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднем уровне между развитыми и развивающимися странами. Так, по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам загрязнений в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым странам. Несмотря на спад производства более чем на 50%, загрязнение атмосферы снизилось лишь на 12%, удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВВП за 1992-1995 гг. возросли в 1,3 раза. К особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести и наиболее высокую в мире локальную радиационную загрязненность, и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек среднее за год содержание тех или иных вредных примесей в атмосферном воздухе превышает допустимые нормы. Около 40 млн. жителей страны проживает в районах, где уровень концентрации вредных примесей в разовых или суточных пробах воздуха регулярно в 10 раз и более превышает ПДК. Необходимо оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России, которые составляют не менее 16% территории страны и где живет более половины населения. Обеспечение стабилизации экологической ситуации в России предусматривает решения ряда задач. Среди них: · выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; · преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий; · сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал; · осуществление программы "Возрождение Волги"; · восстановление нарушенных экосистем прибрежной полосы Черного моря; · сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы; · решение экологических проблем Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования; · сохранение и восстановление экосистемы санаторно-курортного комплекса "Кавказские Минеральные Воды" и т.д. Сюда же относятся международные региональные направления деятельности, связанные с восстановлением экосистемы и видового состава гидробионтов Азовского моря, решение экологических проблем Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и т.д. Переход к устойчивому развитию может рассматриваться как общенациональная идея, призванная сплотить все слои общества во имя возрождения России. Многие специфические факторы указывают на то, что Россия должна осторожно входить в процесс глобализации, неизбежно сопутствующий всем странам на пути к устойчивому развитию. Во-первых, по многочисленным чисто техническим причинам; например, неразвитая финансовая система не способна смягчать такие последствия глобализации, как кризис 1998 года. Во-вторых, есть серьезная опасность потерять свою культуру, обменяв ее на некую универсальную, "глобализованную". Мы должны сохранять и особую ментальность, и многообразие национальных культур, и особое, чисто российское явление - интеллигенцию, и многое другое. Разумеется, Россия не должна закрывать свою экономику, но, возможно стоит подумать о такой альтернативе открытого интегрирования в мировую экономику, как усиление регионального сотрудничества. Материал доктора физико-математических наук, профессора Александра Михайловича Шелехова

    Текст сообщения*
     

    Видеоматериалы

    Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города