20.04.2014
Модернизация педагогического образования – один из факторов, гарантирующих устойчивое развитие Нижегородского региона
На экспертной площадке Фонда «Устойчивое развитие Нижегородской области» Татьяна Константиновна Потапова, кандидат философских наук, директор Центра дополнительного образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина с экспертным мнением о модернизации педагогического образования как об одном из факторов гарантирующих устойчивое развитие Нижегородского региона
По данным мониторинга учреждений высшего профессионального образования, проведенного Министерством образования и науки в 2012 году, 71,43% педагогических вузов отнесены к учреждениям, имеющим признаки неэффективности. Это заставляет задуматься о назревшей институциональной реформе педагогического образования.
В мае 2013 года группа экспертов, сформированная при МОН России в Сколково для подготовки институциональных изменений в сфере педагогического образования, представила результаты своей работы. Сообщение делал ректор НГПУ им. К. Минина А.А. Федоров, который стал одним из ведущих участников проекта.
Группа определила основные вызовы, угрозы и риски 21 века, влияющие на образование. С позиции общества: процесс подготовки педагога не гарантирует появление полного набора компетенций, полностью утрачено влияние педагогики на обучение/ воспитание/развитие. С позиции ребенка: традиционный педпроцесс не удовлетворяет запросам человека, ослаблены традиционные культурные ценности. С позиции педагога: сложно совместить в одном педагоге все необходимые компетенции, потерян образовательный суверенитет.
Было предложено видение необходимых глобальных перемен в педагогическом образовании, определена иерархия проблем в видении не только группы экспертов Сколкова, но и группы по разработке программы модернизации педагогического образования НГПУ им. К. Минина.
Отсутствие концепции педагогического образования, отсутствие системного профессионального сообщества, проблема грядущего спроса, скрытый дефицит кадров, неравномерность распределения кадров, профессиональные траектории, отсутствие системной модели компетентностной подготовки, привлекательность профессии, проблема институального размещения, региональное разнообразие, отсутствие системной модели партнерства с работодателем и клиентом – вот неполный перечень оснований для срочной разработки и реализации программ развития педобразования.
В Концепции поддержки развития педагогического образования, предложенная МОН РФ в начале этого года, отражены все вышеназванные проблемы, которые срочно надо решать.
Мининский университет в Нижегородском регионе имеет приоритетное место в реализации Концепции. Занимает лидерскую позицию. Работает в контакте с заинтересованными в результатах органами управления образованием, образовательными организациями. ОУО как представители работодателя разделяют наши идей и начинания, оказывают поддержку.
Актуальность такого взаимодействия бесспорна, т.к. в нем закладываются основания для устойчивого регионального развития.
По материалам круглого стола «Устойчивое развитие Нижегородской области: современные вызовы» (Нижний Новгород, НИУ ВШЭ, 9 апреля 2014г.)