07.06.2014
Учитель – это профессионал, чья деятельность напрямую связана с формированием человеческого капитала страны, - Лидия Семенова.
На экспертной площадке Фонда "Устойчивое развитие Нижегородской области" Лидия Эдуардовна Семенова, доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии НГПУ им. К.Минина с экспертным комментарием по теме круглого стола "Как сделать профессию учителя модной?", состоявшегося 4 июня в Мининском университете.
На известный вопрос «С чего начинается Родина?», уверена, что многие ответили бы – «со школы». И в прямом и в переносном смысле слова будущее страны начинается со школы. Именно от школы и ее ключевой фигуры – учителя во многом зависит то, каким станет новое поколение, на что оно будет способно и, следовательно, каким будет наше общество в будущем. Школа была и остается фундаментом дальнейшей жизни, началом стремлений и свершений, истоком отношения к людям. Учитель – это профессионал, чья деятельность напрямую связана с формированием человеческого капитала страны. И в этом плане его роль трудно переоценить.
В то же время, несмотря на тот факт, что учитель занимает особое место в биографии любого человека, престиж его профессии, особенно среди молодежи, в настоящее время остается невысоким.
Начнем с того, что труд учителя далеко не легкий, сопряженный с большими психоэмоциональными нагрузками. Многие это понимают, видят, убеждаются на собственном опыте детских и юношеских лет.
К тоже же высокая эмоциональная затратность дополняется финансовыми проблемами. К великому сожалению, на сегодняшний день в плане престижа большое значение имеет денежный эквивалент оценки труда профессионалов. А в этом учителям похвастаться особо нечем. Поэтому, пока в системе ценностей нашего общества первые места будут занимать деньги и материальное благополучие, мало оплачиваемая профессия учителя будет непрестижной, а отношение к учителю неуважительным.
Если же под престижем иметь в виду авторитет, то это вопрос репутации, и о своем авторитете, своей репутации учителям необходимо, в первую очередь, думать и заботиться самим. В этом плане повысить престиж профессии, ее статус могут сами учителя - своим достойным поведением и добросовестным трудом в школе, показывая пример позитивного отношения к своему делу, обсуждая с учениками важность своей профессии, положительно отзываясь о ней вне школы.
Как известно из расхожей фразы, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но, если мы не хотим, чтобы в ближайшем будущем стало актуальным печальное выражение К.Д.Ушинского о том, что педагогическая сфера – это гавань разбитых кораблей, то нельзя уповать только на подвижничество педагогов и их моральный долг, требующий соответствовать высокому званию учителя. Необходимо разрабатывать и реализовывать разнообразные, отвечающие требованиям времени программы по повышению престижа профессии учителя.
И без государственной поддержки здесь тоже не обойтись. Необходима достойная оплата труда, позволяющая учителю жить, а не выживать и не работать сверхурочно (официально и неофициально на 1,5, а порой и 2 ставки, включая совместительство, репетиторство, занятия вне школы и т.п.), сохранять свое здоровье и творческий потенциал. И в этом вопросе не должно быть никакого ханжества. Важно, чтобы учителя, вынужденные самостоятельно думать о своем заработке, не пытались его повысить за счет увеличения собственной нагрузки. Ведь перегрузка в такой профессии негативно влияет не только на снижение качества деятельности учителя, но и, как следствие, на уважение к педагогам и к профессии в целом.