Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Города будут развиваться по плану

13.05.2014
Муниципалитеты обяжут разрабатывать стратегические планы экономического развития
Города будут развиваться по плану

Законопроект «О стратегическом планировании в Российской федерации» может быть принят до конца весенней сессии Государственной Думы. Согласно ему, муниципалитеты обяжут разрабатывать стратегические планы экономического развития.

Проект был внесен в парламент Правительством России в ноябре 2012 года, и назывался тогда «О государственном стратегическом планировании». Ко второму чтению в документе появился поправка, предусматривающая стратегическое планирование на региональном и муниципальном уровнях.

Документы стратегического планирования всех уровней должны быть согласованы и сбалансированы. Муниципалитеты будут разрабатывать стратегии по развитию тех направлений, которые находятся в сфере их полномочий. То же самое касается регионального и государственного уровня.
Ко второму чтению в законопроекте появилась статья, предусматривающая мониторинг и контроль за исполнением стратегий развития. На уровне субъекта будут созданы стратегии и прогнозы социально-экономического развития на долгосрочный и краткосрочный период, бюджетная стратегия, разработаны государственные программ субъектов Российской Федерации, а также схема территориального планирования.

На уровне муниципалитета, согласно законопроекту, будут разрабатываться стратегия и прогноз по реализации социально-экономического развития, план мероприятий по реализации стратегии, а также муниципальная программа.
Для информационного обеспечения создадут федеральную информационную систему стратегического планирования. Она будет использоваться при регистрации стратегий, мониторинга и контроля реализации документов, общественных обсуждений, а также оценки эффективности деятельности участников планирования.

Достижение или не достижение показателей региональных и муниципальных стратегий необходимо будет отображать в ежегодных отчетах губернаторов, а также глав городов и администраций. За нарушения планируется введение дисциплинарной, административной и гражданской ответственности.

Ростислав Туровский, вице-президент Центра политических технологий, указывает, что не стоит переоценивать влияние муниципалитетов на формирование вектора государственной политики: «Главная задача состоит в том, чтобы создать своего рода пирамиду стратегий в России, куда будут встроены региональные и муниципальные стратегии. И здесь муниципалитеты качественно на ситуацию не повлияют. С одной стороны, они могут разрабатывать свои предложения, но проблема в том, что даже в случае унификации их будет тысячи, и они могут расходиться с федеральными и региональными вариантами. Поэтому основные решения все равно будут приниматься на федеральном уровне, а муниципалитеты задействуют только в рамках консультаций по поводу более «высоких» стратегий».

Документ был принят в первом чтении в ноябре 2013 года. На данный момент на сайте Государственной Думы не указана дата рассмотрения законопроекта на заседании, однако, по данным «Известий», он будет принят до конца весенней сессии.

А вот в Нижнем Новгороде процесс разработки стратегии развития города фактически приостановлен. Работа над документом началась еще в 2012 году, но подрядчик – московский «Институт экономики города» – не выполнил сроки, указанные в муниципальном контракте, действие которого, к слову, истекло 31 декабря 2012 года.

Ответить на главный вопрос, «каким горожане хотят видеть свой город сегодня и завтра», специалистам ИЭГ так и не удалось.

«Предполагаю, что найти самый точный ответ способны только специалисты, которые живут в этом городе. Поэтому как жителю Нижнего Новгорода мне бы хотелось, чтобы к разработке стратегии подключились нижегородские профессионалы и в ней были учтены мнения самих горожан», – высказал свою позицию глава городской администрации Олег Кондрашов.

В то же время кандидат экономических наук, доцент ННГАСУ Александр Иванов называет разработку «Института экономики города» «грамотно сделанным документом», и главной проблемой, по его мнению, было неправильное «техническое задание»: «В условиях, когда смешиваются задачи, интересные отдельным бизнес-группам и при этом не имеющие ничего общего со стратегическими интересами самого города, создать полноценный документ очень сложно, – объяснил свою позицию Александр Иванов. – И поэтому с точки зрения практической пользы работа получилась не особо ценной. Развитие транспорта, инфраструктуры, развитие экономики – ни один из этих стратегических приоритетов у нас не обозначен. До сих пор идут споры о том, каким городом должен быть Нижний Новгород – центром торговли или центром наукоемких технологий? Единый подход должен стать общей для всех жителей идеей».


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города