Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Школьная реформа: быть или не быть?

12.05.2014
Правительство РФ обещает сделать наши детские сады, школы и вузы лучшими в мире.
Школьная реформа: быть или не быть?

Для этого разработана «дорожная карта», согласно которой к 2016 году очередей в детские сады не будет. Уже в 2014 году должно быть открыто 418 тысяч мест, а в 2015 году — 219 тысяч мест в дошкольных учреждениях. При этом власти помогут предпринимателям, которые откроют негосударственные сады. А что касается муниципальных, то продолжится из ремонт и реконструкция. Кроме того, регионы заставят вернуть часть зданий детских садов, которые сейчас используются иначе. Новые проекты зданий станут такими, чтобы в них можно было открыть не только детский сад, но и школу. По стандартам дошкольного образования сейчас занимаются только 5 процентов детишек, к 2016 году таких станет 60 процентов, а к 2018 — 100 процентов. Все педагоги, в том числе и детских садов, перейдут на эффективный контракт, а их зарплата уже к 2015 году должна быть равна средней в общем образовании в регионе.

В школах вырастет не только зарплата, но и нагрузка. Если сейчас на одного учителя приходится 11,6 ученика, то к 2016 году будет 12,3. Потом — еще чуть выше. Проще говоря, если сейчас на 58 учеников в школе приходится пять преподавателей, то через два года пять ставок может быть только в том случае, если в школе занимается не менее 61 ученика. Четверть всех школьных педагогов должна составлять молодежь до 35 лет.
Оценивать работу педагогов и директора поможет не только ЕГЭ, но и итоги международных исследований PISA TIMSS PIRLS. Кроме того, в документе вводится понятие «учитель, работающий в сложных социальных условиях». Для таких педагогов уже к 2015 году разработают программы поддержки.

Колледжи, техникумы станут крупнее, с численностью студентов от 200 до 600 человек. А контрольные цифры приема будут зависеть от количества выпускников последнего года, которые устроились на работу по специальности. Так что те колледжи, выпускники которых не могут найти для себя работу по профессии, могут остаться без госзадания. Раз нет востребованности на рынке труда, может, такой колледж не очень-то и нужен? Количество выпускников, которые нашли работу по специальности, не может быть ниже 55 процентов. К 2018 году в России откроется 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций, где любой человек сможет получить новую профессию.

В вузах продолжится ежегодный мониторинг. При наборе уже в 2014 году откроются места для прикладного бакалавриата и при определении госзадания на следующие годы, прикладному бакалавриату отдадут предпочтение.

С 2015 по 2018 годы Минобрнауки пересмотрит нормативные затраты на студентов. Норматив учтет не только зарплату педагогов, но и, например, форму обучения, тип вуза, наличие условий для обучения инвалидов. Все преподаватели пройдут аттестацию, и со всеми будет заключен эффективный контракт.

Однако не все грядущие перемены вызывают энтузиазм у заинтересованных сторон. Сотрудники Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ провели опрос представителей трех разных социальных групп – директоров, учителей и родителей. Опросы проводились в трех регионах – Свердловской, Воронежской и Ивановской областях.

Оказалось, что, по мнению директоров, чтобы привлечь в школы действительно высококлассных специалистов (“учителей мечты”), слишком мало просто довести размеры зарплат до средней по региону, нужно увеличить эту сумму минимум в 2 раза. Чтобы привлечь в школу лучших выпускников педвузов – в 1,5 раза. А чтобы переманить высококлассного специалиста не из другой школы, а из другой сферы – в 2,5 раза.
На вопрос “Как за последний год изменился уровень вашего материального положения?” чуть больше трети опрошенных сказали, что этот уровень вырос незначительно, столько же человек – что он не изменился, а некоторые (примерно каждый десятый) даже заявили, что материальное положение ухудшилось.

Оттого, как выяснилось в ходе исследования, учителя вынуждены подрабатывать. Регулярно этим занимаются примерно каждый пятый педагог, время от времени – каждый третий. А ведь эффективный контракт был задуман исходя из некого стереотипа, что учитель все свои силы будет отдавать только школе, не отвлекаясь ни на что другое…

Довольно трудно верить в светлое будущее, если параллельно с повышением зарплат происходит сокращение численности техперсонала школ, а также увольнение ряда учителей. Формально вроде бы стало лучше, но это улучшение достигнуто дорогой ценой, т.к. приходится оставшимся учителям быть не только преподавателями, но и одновременно лаборантами, техниками, психологами (вместо уволенных).

Каждый второй учитель из опрошенных жалуется на повышение нагрузки. И ладно бы если учебной — невероятное количество часов уходит на то, что имеет весьма отдаленное отношение к работе с детьми и основано на заполнении отчетов, написании планов и пр.

С одной стороны, можно сказать, что введение стимулирующих надбавок было призвано помочь поддержать действительно инициативных педагогов, при условии, что инициативы эти будут признаны эффективными. Но на деле оказалось, что трудозатраты не особо-то и окупаются, то есть размеры стимулирующей надбавки далеко не всегда соизмеримы с количеством труда, затраченного на ее получение.

В итоге исследователи пришли к выводу, что позитивные изменения в образовании, конечно, есть, однако эффективность этих изменений пока еще довольно низка, а значит, низка пока и эффективность работы самой школы.



Татьяна Сорокина, по материалам российской прессы

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города