Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

«Понятная математика» придет в каждую школу

10.05.2014
Одна из главных задач образования на ближайшие годы - усиление преподавания математики в школах и вузах
«Понятная математика» придет в каждую школу

Несмотря на то, что наши школьники показывают на международных олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах высокие результаты, в целом знания по математике в российской школе, увы, снижаются. Когда-то Джон Кеннеди сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Действительно, уровень преподавания естественных и математических дисциплин в советской школе 50х – 60х годов прошлого века был на высоком уровне. А сегодня педагоги бьют тревогу: простое задание для 5-го класса на ЕГЭ по математике в прошлом году не смогли выполнить 150 тысяч выпускников. А последнее международное тестирование PISA показало: решить несложную задачку, но в "непривычной" формулировке, даже не пытаются 40% российских школьников. Одна из причин этого – в низком уровне преподавания математики в школе.

В Департаменте образования города Москвы решили доказать, что детей, не способных к математике, нет. С первого сентября 2014 года в ряде столичных школ среди учеников 5-11 классов будет проводиться эксперимент под названием «Понятная математика», который, возможно, изменит систему преподавания математики в российских школах.

Пилотный проект «Понятная математика» подразумевает деление предмета на разные уровни сложности: «для жизни», для прикладного использования или для творческого использования в профессии. Как пояснил руководитель центра педагогического мастерства городского департамента образования Иван Ященко, математика «для жизни» будет понятна каждому, для прикладного использования - понадобится тем, кто хочет поступать в инженерные вузы или получать высококвалифицированные рабочие специальности, а математика для творческого использования в профессии - это математика для будущих ученых.

Никаких тестов на выявление способностей к математике школьникам сдавать не придется. Учителя совместно с родителями сами будут определять, какой уровень знаний необходим ребенку. С течением времени школьник при желании сможет перейти из одной группы в другую.

Деление школьных уроков математики на три уровня предусматривает концепция математического образования, утвержденная правительством в конце декабря 2013 года. Концепция декларирует, что не способных к математике детей нет, и хотя бы на первом уровне обучить можно всех школьников. «Понятная математика» станет одним из первых мероприятий по реализации этой концепции.

Эксперты уже одобрили инициативу властей, но считают, что в таком случае необходимо так же разделить на уровни и обязательный ЕГЭ по математике. Для выпускников каждого класса будут разработаны требования к освоению курса математики не ниже федеральных, что не помешает им без проблем сдать экзамены по предмету.

Большое значение теперь будет придаваться развитию дополнительного образования. Ожидается, что в кружках и секциях по интересам к 2020 году будет заниматься до 75 процентов детей от 5 до 18 лет. В том числе - в кружках естественно-научного направления. Сегодня таких занятий остро не хватает. В кружки химии, математики, физики родители стоят в очередь.

Николай Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова, лауреат премии президента РФ прокомментировал ситуацию с математически школьным образованием:

- Надо развивать традиции отечественного физико-математического образования. Выдающиеся математики, например В.И. Арнольд, не только читали лекции студентам, но и работали со школьниками. Сотрудники нашей лаборатории центрального математического института за год читают около 60 лекций ученикам школ.

Олимпиадное движение не должно противопоставляться ЕГЭ. Пряник за победу в виде поступления убивает идею олимпиад. Нужно сделать участие во Всероссийской олимпиаде доступным для всех. К сожалению, ученики в некоторых регионах не могут выполнить даже самые простые задания. И не их вина в том, что им плохо преподают математику и они ее не любят. Важно дать равные возможности для участия в олимпиадах, сдаче ЕГЭ, и получения хорошего общего образования, базой которого, в частности, служит математика.


Текст сообщения*
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города