03.11.2014
Выставка «В кругу семьи» из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась в Нижегородском государственном художественном музее 31 октября
Выставка «В кругу семьи» из коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась в Нижегородском государственном художественном музее 31 октября
В экспозицию вошло 50 произведений живописи и скульптуры европейских художников XVI–XX веков. Среди них работы мастеров Франции, Англии, Германии, Италии, Голландии, Фландрии, Норвегии, Бельгии, Финляндии, Польши, а также России и США.
Вдохновленная темой семьи, выставка имеет вневременную актуальность, огромное нравственное значение, высокий профессиональный и эстетический уровень.
Век семьи долог, как и век человечества. Тема находила свое осмысление в литературе, начиная с мифологических, библейских, евангельских сюжетов, отражалась в изобразительном искусстве первых наскальных рисунков, полотен крупнейших мастеров мировой живописи.
Экспозиция начинается с произведений голландских и фламандских мастеров XVII столетия, они одними из первых стали изображать частную жизнь современников. Семейные сценки занимали значительное место в творчестве нидерландских художников XVII века. На картинах голландских живописцев Питера де Хоха («Материнские заботы», «Больное дитя») и Габриэла Метсю («Семейный завтрак») предстает размеренная жизнь дома, залогом счастья которого является женщина – хозяйка и мать.
Картина неизвестного голландского мастера «Бедные родители, богатые дети» посвящена правильному воспитанию детей. Семейные портреты составляют особую разновидность жанра, в них нидерландские художники тщательно передают облик позирующих им людей, окружающую обстановку.
Идеи Жана Жака Руссо, Дени Дидро и других просветителей нашли отражение и во французской живописи того времени. В творчестве Жана-Батиста Греза, Никола Бернара Леписье, Жана Оноре Фрагонара, Маргерит Жерар, Этьена Обри и Луи-Леопольда Буальи появляются работы, посвященные семейному быту.
Иллюстрацией «добрых нравов» века Просвещения является «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии» (1766) Никола Бернара Леписье, трогающий зрителя своей естественностью и искренностью.
К образу молодой крестьянки в окружении детей, занятой приготовлением еды, Фрагонар обращается в работе «Счастливое семейство», которое является художественной фантазией на тему «счастливой многодетности».
Главная героиня картины Жерар «Материнство» - прелестная мать, ласкающая пухлого малыша, весь ее образ полон нежной любви к ребенку. Современный зритель замечает и занимательные детали этой изящной композиции, например, здесь показан малыш, играющий с кошками. «Материнство» Жерар является своеобразной светской интерпретацией «Святого семейства» Рафаэля. Фигура женщины с младенцем на руках ассоциативно связана с образом Девы Марии с Младенцем Христом.
Серия из шести гравюр «Модный брак», написанная Хогартом в 1745 году, стала художественным манифестом нескольких поколений британских художников. Ее сюжет – брачный договор: богатый купец выдает младшую дочь замуж за сына родовитого, но изрядно поиздержавшегося графа Сквондерфилда (англ. «squander» – расточать, проматывать). Обе стороны считают брак выгодной сделкой и абсолютно счастливы. «Свободное» поведение молодой четы после свадьбы влечет за собой болезни супругов и смерть главной героини.
В России XIX века семейный портрет чаще выполнял функцию, которую теперь заменила фотография, и задача передачи сходства стояла на первом плане. В таком портрете художественность нередко отодвигалась на второй план. Примером могут служить картины Сергея Зарянко «Портрет семьи Турчаниновых», Фёдора Славянского «Семейный портрет».
В ХХ веке в мировой живописи семейный портрет становится полем художественного эксперимента и темой для философских размышлений. В картине А.Тышлера «Материнство» (1932), как и всегда в работах этого художника, неуловимо соединены реальность и фантазии. Образ женщины с ребенком на фоне обобщенного городского пейзажа становится символом, знаком материнства.
Из всей экспозиции выделяется картина художника-символиста Эжена Каррьера «Поцелуй матери»: как пояснили искусствоведы, картина привлекательна за счет монохромности и размытых контуров фигур, изображенных «будто через дымку».
По задумке организаторов, открывшаяся в Нижнем Новгороде 31 октября выставка должна быть понятна всем любителям искусства, поскольку она обращается к классической теме. Наряду с живописью в экспозиции представлено разнообразие скульптурных форм: небольшие барельефные композиции и самостоятельные скульптурные группы, а также два рельефа. Среди них уменьшенные повторения скульптурных памятников и камерные по характеру вещи (неизвестный мастер по модели Пьера Лепорта (Франция) «Эней, Анхис и Асканий», Курт Стеен (Норвегия) «Женщина с детьми», неизвестный автор XVII века (Италия) «Венера в кузнице Вулкана»).
«Нам хотелось сделать так, чтобы эта выставка была понятна всем. Здесь собраны работы на семейную тему самых разных периодов, школ и техник. Надеюсь, нижегородцы оценят ее по достоинству», — сказала о выставке директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Высокое художественное качество, широкие временные рамки и география экспонатов позволяют говорить о выставке, как об одном из самых ярких событий культурной жизни Нижнего Новгорода последних лет.
Выставка является первым совместным проектом Нижегородского государственного художественного музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Коллекцию можно увидеть с 1 ноября 2014 по 18 января 2015 года по адресу: Верхневолжская набережная, д. 3.
Татьяна Сорокина, по материалам российских СМИ и сайта Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина