01.04.2014
"Отстраненность жителей от возможности контроля над системой ЖКХ - основная причина отсутствия позитивных изменений в этой сфере"
На экспертной площадке Фонда "Устойчивое развитие Нижегородской области" Татьяна Ивановна Бикметова, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедры социально-гуманитарных наук НИУ Высшая школа экономики - Нижний Новгород.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства до последнего времени, по сути, оставалась островом, нетронутым рыночными реформами на фоне модернизации всей экономики России. Сформированная в советский период, отечественная ЖКХ характеризовалась всеми пороками и недостатками плановой, командно-административной экономики.
В настоящее время ЖКХ является одним из важных факторов устойчивого развития экономики, городского хозяйства и области социальных отношений. От бесперебойной доставки потребителям необходимых ресурсов, таких как: вода, газ, электрическая и тепловая энергия зависит устойчивая и безопасная жизнь граждан, создание комфортных условий проживания и работы.
Аварии, сбои в работе жилищно-коммунальной сферы могут привести к резкому обострению социальных проблем как в масштабе отдельного многоквартирного дома, района, и даже города и целого региона. От бесперебойной устойчивой работы коммунальных и городских служб зависит не только жизнедеятельность, но и экономическое и социальное развитие, инвестиционная привлекательность региона, политическая стабильность территории.
К сожалению, реформирование коммунальных и сервисных компаний не привели к коренному изменению положения в системе ЖКХ. Здесь до сих пор сохраняется высокий уровень монополизации, отсутствуют четкие правила в области ценообразования, остается неэффективная система управления, непрозрачная система принятия решений и отсутствует должный контроль со стороны власти и общественности, что приводит к формированию благоприятных условий для многочисленных злоупотреблений, совершения преступлений и нарушения прав граждан.
По моему мнению, отстраненность жителей, главных и основных потребителей услуг, от возможности контроля над системой ЖКХ, ограниченность в доступе к информации о деятельности домоуправляющих компаний, об условиях и порядке предоставления услуг и их ценах является основной причиной отсутствия позитивных изменений в этой сфере.
Отчужденность жителей от жилищно-коммунального хозяйства проявляется в том, что граждане не могут от представителей местных властей получить четкие ответы на такие, например, вопросы как:
• почему растут тарифы, а качество услуг ухудшается с каждым годом?
• почему реформа ЖКХ воспринимается народом России как национальное бедствие, а депутатами всех уровней и чиновниками как позитивное развитие?
Безусловно, одним их приоритетных направлений модернизации ЖКХ должно быть создание эффективной системы контроля гражданами этой сферы, что позволит сделать ее транспарентной. Такой контроль должен предполагать широкие возможности для населения в получении полной информации, знании своих прав и защите интересов в такой непростой сфере экономики, как ЖКХ.