Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Татьяна Князева: компетенция как инновационная норма образовательного стандарта

23.04.2014
Знает, умеет, владеет – таковы три основных признака проявления компетенции в современном образовании
Татьяна Князева: компетенция как  инновационная норма образовательного стандарта

На экспертной площадке фонда «Устойчивое развитие Нижегородской области» доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой классической и практической психологии НГПУ имени Минина Татьяна Николаевна Князева об образовательных стандартах профессионального образования.

Компетенция как  инновационная норма образовательного стандарта высшего профессионального образования позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника.

Анализируя образовательную область подготовки будущего специалиста (бакалавра), необходимо учитывать, что компетенция, входящая в модель выпускника, предполагает некоторое заданное требование к образовательной (учебно-профессиональной) подготовке студентов. Как заданное требование она подлежит оценке (проверке). С этой целью производится декомпозиция компетенций — разбиение на элементарные компоненты для достижения ее измеряемости.

Анализ ведущихся в настоящее время исследовательских подходов (теоретических и практико-ориентированных) к обоснованию способов декомпозиции компетенций, выделению необходимых структурно-содержательных компонентов в ней, показывает, насколько широко сегодня трактуется сама возможность такой декомпозиции.

Это объясняется не только свободой, предоставленной вузом в формировании и реализации образовательных программ по новым ФГОС, но и тем содержательно-теоретическим подходом к пониманию смысловой функции компетенции, который принимается высшим учебным заведением.

Как правило, наполнение компетентностной модели зависит от целей и видов деятельности организации, для которых создается модель. Например, базовые компетенции студентов университетов, разработанные Национальным координационным комитетом распространения информации США (NOICC), разбиты на 3 группы (знание о себе, образование и взаимоотношение, планирование карьеры) и имеют надпрофессиональный характер.

В общеевропейском проекте TUNING  компетенция представляет собой динамичную комбинацию мировоззрения, знаний, умений и навыков. Выделяют общие и конкретные для определенной сферы компетенции. Общие компетенции рассматриваются как надпрофессиональные (характеризующие способности человека к социальной компетенции, к организации и планированию, переработке информации и т.д.).

Конкретные компетенции задают требования к профессиональной подготовке субъекта в той или иной области. Несмотря на такое деление, содержательно компетенции определены как сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям, которые характеризуют уровень, реализуемый субъектом.

В этой трактовке подчеркивается интегральный характер понятия «компетенция» по отношению к «знаниям», «умениям» и «навыкам», но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание.

Среди отечественных исследований наиболее популярен подход, принятый рядом российских вузов, в котором компетентностная модель является знаниево–деятельностной, а для описания признаков проявления компетенции используется таксономия целевых результатов образования – знает, умеет, владеет.

Наиболее согласованным с Концепцией общеевропейского проекта является, на наш взгляд, подход, предложенный специалистами Центра исследования проблем качества подготовки специалистов. В нем, с опорой на Европейскую систему квалификаций (European Qualifications Framework), предлагается исходным понятием при описании результатов обучения через компетенции считать понятие «умею делать». При декомпозиции компетенции оцениваются результативные параметры в областях: знания и понимания изученного, интеллектуальных навыков, практических навыков. Кроме того, эта система профессионально-деятельностных компонентов компетенции дополняется еще одним важнейшим содержательным элементом компетенции – ценностно-смысловой характеристикой отношения субъекта к выполняемой деятельности.

Из этого следует, что компетенция соединяет в себе характеристики не только профессионально-деятельностных качеств субъекта (требования к нему), но и показатели (ценностно-смысловые и мотивационные) отношения субъекта к выполняемой деятельности.

Такой подход к декомпозиции компетенций является одним из возможных вариантов осуществления детализации и оценки компетентностей при проектировании результатов обучения в процессе создания  новых учебных программ.


Текст сообщения*
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города