10.05.2014
Одной из наиболее значимых характеристик при оценке образования население считает социально-нравственную составляющую, - Татьяна Князева
«Одной из наиболее значимых характеристик при оценке образования население Нижнего Новгорода считает социально-нравственную составляющую», - подчеркнула доктор психологических наук, профессор, Татьяна Николаевна Князева, комментируя итоги опроса фонда «Открытая социология», посвященного проблемам и перспективам образования в Нижегородском регионе и в стране.
21-23 апреля 2014 года Фонд «Открытая социология» провел опрос жителей Нижнего Новгорода о состоянии и перспективах образования в Нижегородском регионе и в стране. Всего было опрошено 1100 человек. Респонденты отвечали на 4 вопроса:
1. Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?
2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?
3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?
4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?
Свои комментарии на результаты опроса дала заведующая кафедрой классической и практической психологии Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Минина, доктор психологических наук, профессор - Князева Татьяна Николаевна.
- Результаты проведенного опроса действительно позволили увидеть общую тенденцию ответов респондентов – желание использовать в современной школьной практике опыт советской образовательной системы.
- Анализ отдельных ответов дает представление о том, что одной из наиболее значимых характеристик при оценке школьного образования для опрошенных является социально-нравственная составляющая, менее других представленная в структуре образования и воспитания современных школьников. Об этом свидетельствуют данные ответов нижегородцев, высказавшихся за восстановление в школе общественных молодежных организаций, нравственно-патриотической направленности (пионерия/комсомол), за введение специальных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Косвенно об этом же свидетельствуют ответы в пользу единой школьной формы, которая, несомненно, способствует сохранению внешних характеристик нравственного облика школьника.
- Интересны, также, данные, характеризующие те аспекты современного образования, которые многие из опрошенных хотели бы изменить, оценивая их как негативные. По многим опросам подобного плана в этом списке по–прежнему лидируют негативные оценки ЕГЭ и тестовые формы контроля знаний в процессе обучения. Специалисты объясняют такое отношение к этому тем, что в новейшей истории современного школьного образования еще не сложился необходимый баланс между разнообразными содержательными формами обучения школьников и применением тестовых форм контроля за усвоением этого содержания: поскольку тестовая форма ЕГЭ сегодня является главной формой оценки результатов школьного образования, то процесс обучения невольно скатывается в сторону тестового «натаскивания» учащихся на правильные действия при написании ЕГЭ, при этом учение как интерес к познанию окружающего для личностного развития теряет смысл.
- Не вдаваясь в полемику по этой многоаспектной проблеме, можно заметить, что и ЕГЭ, и применение тестов, как формы контроля знаний, может стать более приемлемым и продуктивным, если они будут рассматриваться как равные наряду с другими, прошедшими проверку временем, формами контроля. Этому же будет способствовать создание тестов контроля знаний (в том числе и ЕГЭ), ориентированных не на количественную шкалу суммы правильных ответов, а на критериально-ориентированную систему оценки разносторонних знаний и умений школьника, - принципы такого проектирования тестов хорошо знакомы профессиональным психологам.
- Наконец, оценивая в целом результаты опроса, было бы интересно узнать: респонденты каких возрастов принимали в нем участие. Судя по полученным данным, многие из опрошенных – не очень молодые люди, так как знают и помнят о тех специфических особенностях, которые были присущи именно советской школе (НВП, пионерская организация, единые учебники и т.п.). Этим нижегородцам, наблюдающим современную школу вместе со своими детьми и внуками, есть с чем сравнивать. Однако годы молодости субъективно зачастую более привлекательны, чем зрелые годы. Поэтому было бы полезно и интересно сопоставить данные респондентов по возрастам: тех, кто учится сейчас или недавно закончил школу и тех, кто учился в школе 15-20 (и более) лет назад. Возможно, сравнительные размышления и оценки нескольких поколений позволят увидеть более конкретную и наглядную картину развития школьного образования, его позитивную и негативную динамику.
________________________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ В ЦИФРАХ:
1.Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?
Отлично – 3,2%
Хорошо – 23,4%
Удовлетворительно – 44,1%
Плохо – 18,0%
Очень плохо – 2,2%
Затруднились с ответом – 9,1%
2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?
Школьную форму 25,2%
Пионерскую организацию/Комсомол 20,1%
Сочинения 14,7%
Устные экзамены 11,4%
Физкультуру/НВП 8,0%
Единые учебники 5,3%
Походы 3,5%
Распределение после института 3,2%
Ничего 3,6%
Затруднились с ответом 5,0%
3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?
Плюсы:
Разнообразие школ (специализация) 19,9%
Разнообразие в одежде 16,5%
Индивидуальный подход 8,4%
Нет плюсов 6,9%
Затруднились с ответом 48,3%
Минусы:
ЕГЭ 35,0%
Тестирование 18,2%
Снижается общий уровень знаний выпускников 14,4%
Изменяется оценка истории 2,3%
Затруднились с ответом 30,1%
4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?
Патриотизму 24,7%
Практическим навыкам 15,3%
Умению найти хорошую работу 13,8%
Общению с людьми 10,3%
Современным технологиям 9,7%
Затруднились с ответом 26,2%