Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Татьяна Князева: социально-нравственная составляющая образования имеет значение

10.05.2014
Одной из наиболее значимых характеристик при оценке образования население считает социально-нравственную составляющую, - Татьяна Князева
Татьяна Князева: социально-нравственная составляющая образования имеет значение

«Одной из наиболее значимых характеристик при оценке образования население Нижнего Новгорода считает социально-нравственную составляющую», - подчеркнула доктор психологических наук, профессор, Татьяна Николаевна Князева, комментируя итоги опроса фонда «Открытая социология», посвященного проблемам и перспективам образования в Нижегородском регионе и в стране.  

21-23 апреля 2014 года Фонд «Открытая социология» провел опрос жителей Нижнего Новгорода о состоянии и перспективах образования в Нижегородском регионе и в стране. Всего было опрошено 1100 человек. Респонденты отвечали на 4 вопроса:

1. Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?
2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?
3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?
4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?

Свои комментарии на результаты опроса дала заведующая кафедрой классической и практической психологии Нижегородского Государственного Педагогического Университета имени Минина,  доктор психологических наук, профессор - Князева Татьяна Николаевна.

- Результаты проведенного опроса действительно позволили увидеть общую тенденцию ответов респондентов – желание использовать в современной школьной практике опыт советской образовательной системы.  

- Анализ отдельных ответов дает представление о том, что одной из наиболее значимых характеристик при оценке школьного образования  для опрошенных является социально-нравственная составляющая, менее других представленная в структуре образования и воспитания современных школьников. Об этом свидетельствуют данные ответов нижегородцев, высказавшихся за восстановление в школе общественных молодежных организаций, нравственно-патриотической направленности (пионерия/комсомол), за введение специальных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Косвенно об этом же свидетельствуют  ответы в пользу единой школьной формы, которая, несомненно, способствует сохранению внешних характеристик нравственного облика школьника.

- Интересны, также, данные, характеризующие те аспекты современного образования, которые многие из опрошенных хотели бы изменить, оценивая их как негативные. По многим опросам подобного плана в этом списке по–прежнему лидируют  негативные оценки ЕГЭ и тестовые формы контроля знаний в процессе обучения. Специалисты объясняют  такое отношение  к этому тем, что  в новейшей истории современного школьного образования еще не сложился необходимый баланс между разнообразными содержательными формами обучения школьников и применением тестовых форм контроля за усвоением этого содержания: поскольку тестовая форма ЕГЭ сегодня является главной формой оценки результатов школьного образования, то процесс обучения  невольно скатывается в сторону тестового «натаскивания»  учащихся на  правильные действия при написании ЕГЭ, при этом учение как интерес к  познанию окружающего для личностного развития теряет смысл.

- Не вдаваясь в полемику по этой многоаспектной проблеме, можно заметить, что и ЕГЭ, и применение тестов, как формы контроля знаний,  может стать более приемлемым и продуктивным, если они будут рассматриваться как равные наряду с другими, прошедшими проверку временем, формами контроля. Этому же будет способствовать создание  тестов контроля знаний (в том числе и ЕГЭ), ориентированных  не на количественную шкалу суммы правильных ответов, а  на критериально-ориентированную систему оценки разносторонних знаний и умений школьника, - принципы такого проектирования тестов хорошо знакомы профессиональным психологам.

- Наконец, оценивая в целом результаты опроса, было бы интересно узнать: респонденты каких возрастов принимали в нем участие. Судя по полученным данным, многие из опрошенных – не очень молодые люди, так как знают и помнят о тех специфических особенностях, которые были присущи именно советской школе (НВП, пионерская организация, единые учебники и т.п.). Этим нижегородцам, наблюдающим современную школу вместе со своими детьми и внуками, есть с чем сравнивать. Однако годы молодости субъективно зачастую более привлекательны, чем зрелые годы. Поэтому было бы полезно и интересно сопоставить данные респондентов по возрастам: тех, кто учится сейчас или недавно закончил школу и тех, кто учился в школе  15-20 (и более) лет назад. Возможно, сравнительные размышления и оценки  нескольких поколений позволят увидеть более конкретную и наглядную картину развития школьного образования, его позитивную и негативную динамику.
________________________________________________________________________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ В ЦИФРАХ:

1.Какую оценку Вы бы сегодня поставили уровню российского школьного образования?

Отлично – 3,2%
Хорошо – 23,4%
Удовлетворительно – 44,1%
Плохо – 18,0%
Очень плохо – 2,2%
Затруднились с ответом – 9,1%

2. Что из советской школьной системы Вы бы вернули в современное образование?

Школьную форму 25,2%
Пионерскую организацию/Комсомол 20,1%
Сочинения 14,7%
Устные экзамены 11,4%
Физкультуру/НВП  8,0%
Единые учебники 5,3%
Походы 3,5%
Распределение после института 3,2%
Ничего 3,6%
Затруднились с ответом 5,0%

3. Какие плюсы и минусы Вы видите в современном школьном образовании?

Плюсы:
Разнообразие школ (специализация) 19,9%
Разнообразие в одежде 16,5%
Индивидуальный подход 8,4%
Нет плюсов 6,9%
Затруднились с ответом 48,3%

Минусы:
ЕГЭ 35,0%
Тестирование 18,2%
Снижается общий уровень знаний выпускников 14,4%
Изменяется оценка истории 2,3%
Затруднились с ответом 30,1%

4. Чему, на Ваш взгляд, нужно еще учить современных школьников?

Патриотизму 24,7%
Практическим навыкам 15,3%
Умению найти хорошую работу 13,8%
Общению с людьми 10,3%
Современным технологиям 9,7%
Затруднились с ответом 26,2%


Текст сообщения*
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города