Заказать обратный звонок О ФондеКонтакты

Татьяна Потапова: качественное педагогическое образование – гарантия устойчивого развития региона

13.04.2014
Модернизация педагогического образования – один из факторов, гарантирующих  устойчивое развитие Нижегородского региона
Татьяна Потапова: качественное педагогическое образование – гарантия устойчивого развития региона

Представляем материалы презентации кандидата философских наук, директора Центра дополнительного образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина Т. К. Потаповой на круглом столе «Устойчивое развитие Нижегородской области: современные вызовы» состоявшегося 9 апреля 2014 года НИУ ВШЭ.

Современное педагогическое образование нуждается в глубокой модернизации – иначе ни о каком устойчивом развитии не может идти и речи.

Что собой представляет образование в прошлом и частично сегодня? Оно линейное, стандартизированное, территориально-фиксированное, лекционно-семинарское. Это ЗУНы, предметоцентризм и педагог-универсал.

Каково образование будущего? Оно должно быть нелинейным, индивидуализированным, открыто-универсальным. В нем должна быть проектная деятельность, развитие компетенций, антропоцентризм и разделение педагогического труда.

Каковы основные вызовы дня сегодняшнего и завтрашнего?

Общество: глобализация, цифровизация, технологизация, информатизация, прагматизация, быстродействие.

Следовательно, ребёнок должен обладать умением общаться в условиях  мультикультурного  общества, IT – компетентностью, информационной культурой, духовно-нравственной культурой, иметь проектные компетенции и способность к саморазвитию.

Соответственно педагог обязан обладать кросскульурными компетенциями, толерантностью, владеть ИКТ, иметь способность организовывать поисковую деятельность учащихся, обладать компетенцией модератора и, конечно же, способностью к саморазвитию.

Иерархия проблем в современном педагогическом образовании:

1. Отсутствие концепции педобразования
2. Отсутствие системного профсообщества
3. Проблема грядущего спроса
4. Скрытый дефицит кадров
5. Неравномерность распределения кадров
6. Профессиональные траектории  
7. Отсутствие системной модели компетентностной подготовки
8. Сроки обучения
9. Вход и выход в профессию
10. Привлекательность профессии
11. Проблема институального размещения
12. Региональное разнообразие
13. Отсутствие системной модели партнерства с работодателем и клиентом

Векторы реформы педагогического образования в 2013 году:

1. Разработка концепции развития педагогического образования (Рабочая группа Минобрнауки РФ по подготовке программы институциональных изменений в педагогическом образовании).
2. Разработка модели открытого педагогического образования (группа «Новое педагогическое образование» в проекте Минобрнауки РФ «Новые лидеры высшего образования»).
3. Разработка профессионального стандарта педагога (Рабочая группа Минобрнауки РФ по разработке проекта профессионального стандарта педагога общего уровня образования).
4. Разработка и совершенствование ФГОС и профстандартов.
5. Совершенствование системы оценки выпускника школы.

Направления реформы педагогического образования в 2013 году:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» 2013 – 2020 гг.
2. Дорожная карта  "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки« (Постановление Правительства РФ от 30.12.2012).
3. План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы.
4. Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» (2012 – 2018 гг.).
5. Глобальный доклад о будущем образования. Результаты работы по Форсайту образования 2030 (Агентство стратегических инициатив).

Программа модернизации высшего педагогического образования (2014 – 2018/2020):

1. Обеспечение многоканальности получения педагогического образования.
2. Создание системы «вхождения» в педагогическую профессию.
3. Модернизация системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов.
4. Повышение социального статуса педагогических работников.
5. Модернизация материально-технической базы педагогических вузов, создание в них инновационной образовательной среды.
6.  Создание условий для самообразования педагогических работников.

Создание системы вхождения в педагогическую профессию:

- отбор педагогически-ориентированных абитуриентов в вузы на педагогические профили;
- повышение практико-ориентированности подготовки педагогических кадров;
- введение квалификационного экзамена на право работать в образовательных учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;
- обеспечение научно-методического сопровождения начинающих школьных педагогов в период адаптации на рабочем месте.

Задачи реформирования педагогического образования (статус педагога):

1. Качественное изменение содержание подготовки учителя.
2. Развитие проектно-социальных компетенций в практической деятельности учителя.
3. Стимулирование самообразования учителей: модель кейсов.
4. Внешняя экспертиза: сертификация.
5. Эффективный контракт.
6. Социальная защищенность.

Задачи реформирования педагогического образования (институции):

1. Многофункциональные образовательные центры.
2. Профессиональные сообщества и сертификационные центры.
3. Центры прикладных квалификаций.

Стратегические проектные направления:

1. DE.Электронное обучение и электронная среда
2. Партнерство между границ. Партнерская сеть
3. UMO-УМО
4. Клинические базы практик
5. Профессионал (Педагог) будущего. Проектная деятельность. Новые образовательные программы
6. HR. Управление персоналом
7. Наука 1-2-3
8. Вуз социальных инициатив
9. Попечительство

По материалам презентации Т.К.Потаповой на круглом столе «Устойчивое развитие Нижегородской области: современные вызовы» (9 апреля 2014 года)


Текст сообщения*
 

Видеоматериалы

Президент России Государственная дума ФС РФ Правительство Российской Федерации Официальный интернет-портал правовой информации Правительство Нижегородской области Городская дума ЗСНО Администрация города